Нужно ли переключать импеданс 8 Ом, 6 Ом, 4 Ома? (Какой импеданс выбрать?)


Один из самых популярных вопросов который встает перед неискушенным пользователем при подключении ресивера/усилителя к акустическим системам - какой импеданс на ресивере выбрать 8 Ом, 6 Ом, 4 Ома? Особенно это сложная задача, когда пользователь приобретает колонки 6 Ом, а ресивер предлагает только вариант 4 Ома или 8 Ом. Или в паспорте акустических систем указан диапазон 4-8 Ом. Желание обладателя техники разобраться в этом вопросе понятно, ведь от этого будет зависеть работоспособность, долговечность, в конце концов сам факт соблюдения правил эксплуатации - это важный аргумент при гарантийном обслуживании. Сразу оговорюсь, что эту статью я пишу опираясь на многолетний опыт эксплуатации и использования компонентов фирмы Yamaha, и конечно же рекомендации, которые пользователь получает от продавца той или иной продукции должны являться приоритетными. Часть данного вопроса уже была затронута в статье Совместимость ресивера и колонок по сопротивлению, но касалась главным образом этапа подбора компонетов и акустических систем.
Для начала напомню, что переключение импеданса на ресивере/ усилителе происходит двумя способами: а) с помощью специального переключателя (он находится на тыловой стороне аппарата) или б) с помощью установки соответствующего значения в меню (как правило в ресиверах Yamaha это Advanced SetUp - дополнительное, пользовательское меню, вызаваемое нажатием комбинации кнопок). В стерео усилителях такое переключение осуществляется, как правило, специальным рычажком на тыловой стороне, и переключать этот рычажек необходимо только в выключенном состоянии (в противном случае вы рискуете повредить усилитель и подключенные к нему акустические системы).


     Рисунок 1. Тыловая панель усилителя.                       Рисунок 2. Дополнительное меню Advanced Setup ресивера.

Прежде всего пользователь должен понять, что же происходит внутри аппарата при переключении импеданса. Это поможет принять решение более правильно, и более ответственно относиться к выбору режимов эксплуатации. Переключение импеданса любого усилителя или ресивера изменяет величину питающего напряжения, путем переключения блока питания на вторичную обмотку трансформатора с меньшим количеством витков (на рис.3 переключатель SW101, на рис. 4 реле RY101). Так по данным сервисной литературы, для усилителя Yamaha A-S500 это значения +- 78 Вольт (для 8 Ом) и 61 Вольт (для 4 Ом) переменного тока, или +-53 Вольта и 42 Вольта постоянного тока, соответственно, после выпрямления диодным мостом. Необходимость данного переключения связаны с превышением выходного тока предельно допустимых значений. Как известно, согласно закону Ома: I=U/R. Если сопротивление нагрузки снизить в 2 раза, то ток возрастет тоже в 2 раза. Если сопротивление снизить в 2 раза и напряжение питания снизить в 2 раза, то ток останеться прежним. Несколько другая зависимость номинального значения выходной мощности: P=U*I=(U*U)/2R, как видно мощность зависит от квадрата напряжения и если снижать напряжение и сопротивление ( как в последнем примере), то мощность упадет в 2 раза, в отличии от тока который останется неизменным. Сразу возникает вопрос - а паспортные данные на 4 Омную нагрузку были зафиксированы при каком положении регулятора импеданса? Продолжаю логику мы можем предположить, что если паспортная мощность на 4 Ома существенно выше, то значит при замерах переключение блока питания на меньшую обмотку трансформатора не происходило. И еще один важный момент - так как при уменьшении сопротивления нагрузки вдвое, мощность не возрастает в теже 2 раза, то это означает лишь одно - возможности блока питания ограничены неким предельным значением.

Усилитель AS500 Ресивер RXV765, 767
Рисунок 3. Переключение импеданса в усилителе A-S500.                  Рисунок 4. Переключение импеданса в ресивере RX-V765, 767.

Однако во всей этой теории есть масса условностей. Во-первых, теория рассчета по формулам постоянного тока некороректна для реального переменного аудио сигнала, все величины зависимы от частоты, потому требуется комплексная математика. Во-вторых, сопротивление (см. вопрос Совместимость ресивера и колонок по сопротивлению) также зависит от частоты, причем в довольно широких пределах, и мало того что рассчеты должны учитывать эти изменения, остается главный вопрос - какое же сопротивление у вашей акустики, котрое создает реальную нагрузку на усилитель/ресивер? Большинство акустических систем Yamaha имеют паспортное значение импеданса 6 Ом. Это значение по постоянному току (точнее - это сопротивление звуковой катушки НЧ динамика). Конденсатор высокочастотной части большинства колонок не дает постоянному току течь по ВЧ фильтру, остается только НЧ звено. Как правило если колонки Yamaha имеют один НЧ динамик, то он имеет сопротивление по постоянному току 6 Ом, если колонка оснащена двумя басовиками, то сопротивление каждого 12 Ом, а их параллельное соединение дает все теже 6 Ом. Вот и вся математика, однако на выходе ресивера не может быть постоянного тока (наличие постоянного тока - признак неисправности и он приводит к автовыключению ресивера), поэтому это лишь некие ориентиры во всем этом хаусе, а реальное сопротивление колонок имеет комплексное выражение и не зафиксировано в паспорте.
Итак, перключая селектор импеданса ресивера на 4 Ома, мы автоматически уменьшаем напряжение нашего блока питания. Вполне очевидный парадокс - если все колонки Yamaha 6 Ом, то согласно инструкциям мы должны всегда переключаться на пониженное напряжение, спрашивается почему все заточено под единый штамп?. Ведь для меня абсолютно очевидно, что колонки Soavo имеют на некоторых частотах сильные минимумы импеданса (ниже 4 Ом), а колонки Yamaha NS-555 ниже 6 Ом не проседают, а большую часть диапазона имеют комфортное сопротивление. Я думаю в данном воспросе больше маркетинга, попытка внести ясность в достаточно сложный вопрос, где-то подстраховаться...

На мой взгляд методика должна быть такая:
1. Импеданс ресивера желательно оставлять в исходном (заводском) положении (8 Ом) - это даст возможность получить от блока питания всю его электрическую энергию, не урезать динамический диапазон ситсемы, получить максимальное по качеству звучание.
2. Если видимых причин для переключения не появляется, то так оставить. Причинами изменить импеданс могут быть: срабатывание автозащиты по причине превышения тока, сильный перегрев (как правило в местах установки ресивера с недостатоным охлаждением).
3. Нет причин переключаться на пониженный импеданс, если ваша перифирийная акустика (центральная колонка и тыловые) имеют по паспорту 4 Ома.
4. Переключаться на пониженный импеданс нужно обязательно если: срабатывает автозащита (иногда защита срабатывает от некачественного подключения проводов), если вы используете две пары фронтальных колонок (на усилителях это режим Speaker A + B), если продавец или производитель обстоятельно рекомендует вам это.
5. Не забывайте главное - эксплуатация усилительной техники в экстремальных режимах (постоянная, большая громкость, использование эквалайзера, темброблока на максимальных значениях, плохое охлаждение, некачественное подключение) может быть причиной перегрузки куда более сильной, чем импеданс колонок.


Вернуться к списку вопросов           Вернуться на главную страницу